13. ЛАКАН И «МАЛХОЛЛАНД ДРАЙВ» ДЭВИДА ЛИНЧА

Смотреть полностью Структурный психоанализ Ж. Лакана Взгляды основоположника структурного психоанализа, французского психиатра и философа Жака Лакана остаются одними из самых противоречивых и дискуссионных. При этом под возвращением подразумеваются оригинальная переработка первой топики, а также обращение к идеям, связанным с проблемами первичного нарциссизма и комплекса кастрации. Человеческую психику, по Лакану, составляют явления реального, воображаемого и символического порядка по аналогии с триадой фрейдовской первой топики. Реальное — это самая сокровенная часть психики, всегда ускользающая от образного представления и словесного описания. Воображаемое есть индивидуальный вариант восприятия символического порядка, субъективное представление человека о мире и прежде всего о самом себе. Это то, что, по мнению Лакана, роднит человеческую психику с психикой животных, поведение которых регулируется целостными образами гештальтами. Ярким примером этого процесса является узнавание себя в зеркале: Лакан доводит свои мысли до радикального вывода: Кроме того, в этом зеркальном двойнике находится источник не только желания, но и завистливой агрессии.

Структурный психоанализ Жака Лакана.

, , -, , . , . , , . Его идеи оказали и продолжают оказывать существенное влияние на клиническую практику психоанализа, а также на психологию, философию, лингвистику, теорию кино и изобразительного искусства, литературную критику, феминистскую теорию. Лакан не считал свое учение философским, однако это не мешает философам исследовать систему лакановской мысли.

«Постмодернистский» разрыв возникает только лишь с Лаканом, поскольку . иллюстрацию фундаментальной двойственности фрейдовского понятия das что во внимание принимается лакановское определение страха (страх .

Будучи практикующим буддистом, я принял участие в зимнем ретрите затворе , проводимом зимой года в международном дзэн буддистском монастыре Вон Кванг Са , расположенным в горном массиве Пилис на севере Венгрии. Возникновение монастыря относится к году, и он следует традиции корейской школы дзэн буддизма Кван Ум , адаптированной к условиям западного общества основателем этой школы, корейским дзэн Мастером Сэунг Сан . Мастер Сэунг Сан, будучи семьдесят восьмым патриархом корейского дзэн буддистского ордена Чоги , рассматривал в качестве своей миссии распространение корейского дзэн буддизма на Западе и основал первый дзэн центр школы Кван Ум в США, в городе Провиденс, штат Род Айленд , , имеющий в настоящее время десятки ассоциированных центров в обоих Америках, Европе и Азии.

Монастырь Вон Кванг Са расположен на территории около 5-ти гектаров и включает несколько строений — зал для медитаций, административный офис, жилые и хозяйственные помещения. Ведутся работы по постройке основного храмового зала монастыря и других подсобных помещений. Проект монастыря ставил целью создание в Центральной Европе международного центра, где последователи школы Кван Ум могли бы получать учение школы от дзэн Мастеров, участвовать в ретритах и жизни монастырской общины — сангхи.

Согласно буддистским канонам миссия монастыря заключалась в предоставлении человеческим существам условий для самоизучения, интроспекции, совместных действий по изысканию правильного направления своей жизни, достижения своей подлинной природы и освобождения от страданий всех человеческих существ. Участники ретрита приехали в монастырь из разных стран и по разным причинам.

Фрейда, ранняя и зрелая. Лакана ! Итак, что же это за неотвратимая опасность, от которой прошибает холодный пот и отнимается голос, так ли мы бессильны и беззащитны перед ней - перед тревогой?

Жак Мари Эмиль Лакан () – выдающийся французский .. топологического субстрата, приблизительное понятие о котором дает обычно мудрец устроил для своего страха недоступное логово! И если он все же.

Жак-Алан Миллер Семинар в Барселоне, посвященный лекции Фрейда"" Целью настоящего семинара является создание некоего механизм - что-то вроде того поворотного круга, который применяется для распределения подвижного состава на железнодорожных путях. Механизм этот мог бы послужить нам для решения целого ряда задач. Во-первых, он позволил бы должным образом разграничить и связать между собою отдельные части наследия Фрейда. Во-вторых, он позволил бы разграничить и связать между собою все построения, выработанные в процессе эволюции лакановского учения.

В-третьих, наконец, он позволил бы разграничить и связать между собою фрейдовское и лакановское наследие. Механизм этот необходим нам также и для того, чтобы дать какие-то ориентиры для ознакомления с той работой, которая была проделана школой Фрейдовского поля в этом году. То есть, чтобы сориентировать нас - но в то же время, с другой стороны, нас в какой-то степени дезориентировать.

Ведь для того, чтобы в вопросе о субъекте анализа сориентироваться, необходимо одновременно в какой-то мере ориентацию утратить, то есть не идти к решению вопроса давно проторенными путями. Немножко заблудиться бывает очень даже полезно. Двучлен смысл-наслаждение [-] Выбор лекции Введения в психоанализ в качестве опорного текста выглядит вполне случайным.

Тем не менее, мы имеем здесь дело с основополагающим моментом как фрейдовского наследия, так и лакановского учения. На первый взгляд это лежит на поверхности -- ведь Фрейд так прямо и говорит: Именно так движется мысль Фрейда во втором цикле его лекций: И то же движение - которое даже в популяризаторских, прочитанных для широкой, не состоящей из профессиональных аналитиков, публики, лекциях Фрейда ясно прочитывается - обнаруживаем мы в развитии учения Жака Лакана.

Лакан Ж. Стадия зеркала

Обзор семинара Лакана о тревоге. Жильбер Диаткин Семинар о тревоге отмечает поворотную точку в развитии мысли Лакана с нескольких точек зрения. Во-первых, Лакан, ничего об этом не говоря, оставляет свою теорию о том, что бессознательное структурировано как язык. Также он прекращает попытки отождествить теорию Фрейда со своей собственной. Он развивает несколько новых оригинальных идей относительно тревоги, и некоторые из них представляют большой интерес, например, связь между кастрационной тревогой и нарциссизмом; другие же, такие как отрицание существования сепарационной тревоги, абсурдны.

Главная точка расхождения Лакана с Фрейдом, его неприятие внутреннего мира, также ясно проявляется на этом семинаре.

Понятие жуткого (das Unheimliche) — ключевое для психоанализа и но также и о соображениях на сей счет Жака Лакана. Работа «Жуткое» Фрейд выделяет из страха некоторую область, которую называет областью жуткого.

Кроме того, Фрейд подвергает философию критике за систематизацию, граничащую с паранойяльным бредом, да и, конечно, за пренебрежение к бессознательному. Несмотря на то, что у Лакана с философией складываются куда более близкие отношения, и здесь не все так просто. С одной стороны, Лакан, вслед за Фрейдом, противопоставляет психоанализ тотальным моделям философских систем, и связывает философию с властным дискурсом Господина, с другой стороны, отсылок к философам у него куда больше, чем у Фрейда.

Психоанализ подрывает эту формулу, указывая на то, что лежит у истоков иллюзии, ведь я мыслю там, где я не есть, и, значит, я есть там, где я не мыслю. Мысль приходит мне в голову. Мыслит не субъект, мыслит другое место. И место это зависит от той ситуации, в которую попал субъект. В начале х годов философский интерес Лакана не ограничивается Спинозой и Декартом. Ему важна и современная философия.

Его привлекают и Ясперс, и Гуссерль. Впоследствии отношение Лакана к феноменологии станет критическим.

Обзор семинара Лакана о тревоге. Жильбер Диаткин

Введенное мною на предыдущем нашем конгрессе тринадцать лет назад понятие стадии зеркала в дальнейшем более или менее вошедшее в обиход французской группы, представляется мне достойным быть лишний раз предложенным вашему вниманию: Опыта, о котором надо сказать, что он ставит нас в оппозицию любой философии, исходящей прямо из . Быть может, среди вас кто-либо вспомнит тот аспект поведения, из которого мы исходим, освещаемый следующим фактом сравнительной психологии: Узнавание, о котором сигнализирует иллюминационная мимика - , в которой для Кёлера выражается ситуационная апперцепция, существенная фаза мыслительного акта.

Понятия страха и ужаса можно разграничить следующим образом: страх может быть преодолен, т. е., согласно Ж. Лакану, он поддается символизации.

Дискурс господина Простой операцией поворота этих четырёх терминов относительно занимаемых ими мест, Лакан составляет ещё три дискурса, которые он называет дискурсом истерика, дискурсом аналитика и дискурсом университета: Четыре дискурса Лакана Перед тем, как приступить к разработке теории четырёх дискурсов Лакан обратился к концепции речи у Соссюра, которая в работе Соссюра отличалась от языка, для объяснения ряда феноменов от основного понятия интесубъективности до эффективности психоаналитической практики.

Привычным для Лакана образом, он объединил это лингвистическое понятие речи с диалектикой господина-раба у Гегеля для того, чтобы артикулировать тезис о том, что речь создаёт социальную связь, которая преодолевает, свойственные воображаемому, эротические и агрессивные отношения эго-к-эго. Если мы примем интерсубъективность отношениями, основанными на связи учреждаемой полной речью, тогда мы сможем увидеть её как преодолевающую воображаемые отношения между эго и другим стадии зеркала. Выражение этой структуры запечатлено на Схеме : Схема Эффективность психоаналитического лечения, при этом, также объясняется эффектом речи.

Тревога - любовный рецепт. Психоанализ Лакана.

Предписывая вектор желания, Закон формулирует субъект, задает структуру его психики. Можно сказать, последние двадцать лет Рената занимается критическими исследованиями трансформаций права. Ее дипломная работа была посвящена теории власти Фуко. Так откуда же тревога, если у Фрейда её нет? Психоаналитический дискурс оказывается под мощным давлением дискурса капиталистического.

Центральное понятие теории Ж. Лакана «объект а» воплощает страха, скорби и т.д., как создание специфического измерения будущего, прошлого.

Русский Без текстуальных изменений мы представляем вашему вниманию доклад, сделанный на немецком языке 9 мая г. Учитывая способ мышления, царивший в то время в среде далеко не неискушенных слушателей, можно попробовать себе представить, как могли быть тогда здесь восприняты термины, которые в первую очередь были взяты нами из Фрейда например, приводимый в данной статье термин"другая сцена". Если задним числом [] используем здесь другой такой термин, теперь распространенный в сфере блестящих умов такая попытка окажется невоплотимой, то знайте, - о данных терминах никто в этой среде тогда не имел ни малейшего понятия.

Известно, что бессознательный комплекс кастрации выполняет функцию узла: Тут проявляется внутреннее противоречие в принятии на себя человеком своего пола: Как известно, Фрейд в"Болезни цивилизации" приходит к мысли, что с человеческой сексуальностью связано не случайное, но основополагающее нарушение; а в одной из его последних статей говорится, что никакой завершенный психоанализ не устраняет последствий комплекса кастрации в бессознательном мужчины и зависти к пенису в бессознательном женщины.

Это не единственная, но первая апория, которую опыт, открытый Фрейдом, и вытекающая из него метапсихология внесли в наш опыт о человеке. Апория эта неразрешима на уровне биологической редукции: Ссылаться в данном случае на наследственный стертый из памяти опыт было бы лишь уловкой не только потому, что таковой опыт сам по себе вызывает сомнения, но и потому, что он не затрагивает проблему: Плодотворной может быть лишь дискуссия, основанная на клинических данных.

Психоанализ депрессий. Мелани Кляйн. Шизо-параноидная позиция. 3 лекция