/ ДПР (семантический дифференциал)

Осгудом в работе"Измерение значения" По мнению Осгуда,"значение является одной из наиболее значительных, стержневых переменных человеческого поведения". Осгуд предположил, что реакции на знак"предположительно зависят от предшествующего ассоциирования знака с означаемым". Например, если индивид воспринимает знак"гром", то у него в сознании возникает целый пучок избранных реакций-воспоминаний, которые так или иначе связаны с громом: В этом смысле С. Психологическим механизмом, лежащим в основе С. Синестезия -"мышление по аналогии" - психологический феномен, состоящий в возникновении ощущения одной модальности под воздействием раздражителя другой модальности например, осязание определенного запаха вызывает какое-либо зрительное воспоминание или цветовой образ; в любом языке также можно встретить такие словосочетания, как"кислое лицо","горячее сердце". Явление синестезии можно наблюдать в абстрактных картинах современных художников, которые в своих работах изображают различные, не всегда визуальные, понятия. По мнению авторов метода, С. По существу методом С.

Психосемантические методы в исследованиях бренда

Психосемантические методы в исследованиях бренда Даудрих Наталья В настоящее время брендирование любого товара — от йогурта до образовательных услуг — можно считать отнюдь не причудой, а суровой необходимостью. Удачный бренд может вывести товар в фавориты рынка, в то время как неадекватный - вполне способен обеспечить провал самого хорошего продукта. В связи с этим в последнее время брендингу уделяется существенное внимание.

АГОРАфобия (от греч. agore — рыночная площадь + phobos — страх) МЕТОД СЕМАНТИЧЕСКОГО ДИФФЕРЕНЦИАЛА (от греч. semanticos.

Допустим, требуется измерить различие установок к числу детей в семье. После заполнения опросного листа оценки каждого из респондентов по каждой шкале суммируются, затем вычисляется- средняя арифметическая оценка объекта установки для группы в целом. В случае если полученные средние нанести на график, составленный из вычерченных в масштабе шкал измерения, и соединить таким образом найденные точки ломаной линией то можно получить профиль данного объекта. Расчет осуществляется по формуле.

Следует отметить, что Ч. Наиболее употребительными для фактора оценки являются: Метод СД достаточно сложен и трудоемок, тем не менее его применение оправдывается возможностями выявления различий в реакциях на вербальные объекты. Надежность измерения социальных характеристик Описанные выше способы построения шкал не дают полного представления о свойствах полученных оценок.

Рассмотрим ее решение на пути выявления правильности измерения, его устойчивости и обоснованности. При изучении правильности -устанавливается общая приемлемость данного способа измерения. Устойчивость характеризует степень совпадения результатов измерения при повторных применениях измерительной процедуры и описывается величиной случайной ошибки.

Содержание Построение координат значения Для построения семантического пространства группе испытуемых предлагается оценить некое множество объектов понятий по набору биполярных градуированных шкал. При построении таких оценок, по мнению Ч. Осгуда и последующих исследователей, существенную роль играет явление синестезии.

Феномен синестезии состоит в возникновении ощущения одной модальности под воздействием раздражителя другой модальности. Оценки понятий по исходным шкалам, как правило, коррелируют друг с другом.

Метод семантического дифференциала (от греч. semanticos – обозначающий и лат. differentia – разность) – один из методов построения субъективных.

Наиболее распространенной является трехфакторная модель С. Каждый фактор может выражаться одной или группой шкал, коррелирующих с исследуемым фактором. Осгуда исследуются три фактора: Каждая шкала имеет семь качественных градаций. Если противоположные значения исследуемого признака обозначить как х и у, то значения каждой шкалы могут быть интерпретированы следующим образом: В результате использования шкал возникает субъективный семантический профиль прошкалированного объекта.

Семантического дифференциала»

Осгуда проводилось шкалирование понятий из разных понятийных групп, затем методом факторного анализа было выделено три основных фактора: К оценочным шкалам относятся такие как: Под частным СД понимается процедура, построенная на оценках респондентами отдельных понятийных групп.

Метод семантического дифференциала [греч. smantikos — обозначающий и лат. differentia — разность] — метод психолингвистики и.

Разница в оценках и определяет семантическую дифференциацию слов. Общее количество баллов, приписанных какому-либо языковому объекту, суммируется; при этом обобщенные значения могут представлять собой дробные величины, поскольку общая сумма баллов, полученных по какой-либо шкале данным словом, будет делиться на количество испытуемых.

При этом появляются новые факторы, специфические именно для определенных понятийных классов слов. Но в целом они сохраняют свою преемственность с вариантом, предложенным Ч. Кроме того, семантический дифференциал применяется в исследованиях, связанных с изучением психологии восприятия и поведения человека, с анализом социальных установок и личностных мотивов.

Для лингвистов, работающих в области семиотики, эта методика интересна тем, что с ее помощью можно выявить новые, ранее не известные аспекты значения слов. В лингвистике различают слова экспрессивно нейтральные например: Однако эксперименты по измерению семантического дифференциала значений показали, что в определенном смысле экспрессивно окрашены все слова не только батя, но и отец, не только очи, но и глаза.

Методика семантического дифференциала оказалась применимой и для исследования фонетического значения слов.

Методика семантического дифференциала (Ч.Осгуд)

Твитнуть 6 Декабря В статье описывается суть метода семантического дифференциала, уделяется внимание некоторым специфическим его видам, дается обзор примеров его использования в различных областях науки. Введение При разработке плана социологического исследования возникает проблема преодоления разрыва между теоретическим и эмпирическими этапами, суть которой заключается в понимании разницы между научно-теоретическим видением социальной реальности и ее субъективным образом в обыденном сознании.

Разрабатывая инструментарий анкеты, бланки, интервью и т. При решении данной проблемы необходимо глубокое проникновение в смысловое пространство того или иного явления, причем не только на уровне отдельных индивидов, но и на уровне массового сознания. Одним из способов исследования смысловых образований массового сознания стала техника семантического дифференциала, разработанная в году группой американских психологов во главе с Ч.

Осгудом в ходе исследования механизмов синестезии и получившая широкое применение в исследованиях, связанных с поведением человека и его восприятием различных социальных явлений, с анализом социальных установок и личностных смыслов.

Использование метода семантического дифференциала при анализе Семантический дифференциал метод количественного и качественного .. пространства личности подростков и переживание ими страха и тревожности.

При построении таких оценок, по мнению Ч. Осгуда и последующих исследователей, существенную роль играет явление синестезии. Феномен синестезии состоит в возникновении ощущения одной модальности под воздействием раздражителя другой модальности. Оценки понятий по исходным шкалам, как правило, коррелируют друг с другом. С помощью факторного анализа удается выделить главные, базисные шкалы. Оценки по остальным шкалам являются функциями от базисных оценок с точностью до сравнительно небольшой случайной ошибки.

Размеры групп испытуемых могут быть чрезвычайно различны:

Издательский Дом" б м"

После обработки бланков каждый обучающийся должен заполнить также итоговый протокол. Преподаватель объясняет порядок работы со шкалами, а именно: На бланке вам следует отметить знаком плюс ту цифру, которая точнее всего, с вашей точки зрения, характеризует голос говорящего по данной шкале. Будьте внимательны и не пропустите ни одной шкалы на бланке!

Мы провели эксперимент по методу семантического дифференциала [2], целью которого состояния: тревогу, необоснованное беспокойство, страх.

Теплый Задача испытуемого — зафиксировать свою оценку в виде отнесения к определенному полюсу шкалы с определенной границей. Выбранную градацию надо либо подчеркнуть на бланке, либо обвести кружком. Таким образом, в каждой строке бланка должна быть проставлена отметка, фиксирующая ответ испытуемого. Его легче увидеть, если соединить единой ломаной линией все пометки. При обработке результатов СД возможны два подхода: Поясним, как можно действовать в первом случае.

Допустим, мы проводим СД в целях профориентационной консультации и просим школьника старшего класса прошкалировать названия различных профессий, которые, как выясняется из беседы с ним, оказываются для него потенциально привлекательными.

Психосемантика при разработке рекламных сообщений

Разница в оценках и определяет семантическую дифференциацию слов. Общее количество баллов, приписанных какому-либо языковому объекту, суммируется; при этом обобщенные значения могут представлять собой дробные величины, поскольку общая сумма баллов, полученных по какой-либо шкале данным словом, будет делиться на количество испытуемых. При этом появляются новые факторы, специфические именно для определенных понятийных классов слов. Но в целом они сохраняют свою преемственность с вариантом, предложенным Ч.

Кроме того, семантический дифференциал применяется в исследованиях, связанных с изучением психологии восприятия и поведения человека, с анализом социальных установок и личностных мотивов.

Предмет исследования — семантическое поле понятия «страх» в .. в основном используется семантический дифференциал Ч. Осгуда, реже - такой.

После обработки бланков каждый обучающийся должен заполнить также итоговый протокол. Преподаватель объясняет порядок работы со шкалами, а именно: На бланке вам следует отметить знаком плюс ту цифру, которая точнее всего, с вашей точки зрения, характеризует голос говорящего по данной шкале. Будьте внимательны и не пропустите ни одной шкалы на бланке! На бланке подсчитать сумму баллов для каждого фактора. Раздельно для каждого фактора рассчитать среднюю арифметическую величину М и среднеквадратичное отклонение сигму.

Для того чтобы можно было вычислить среднюю арифметическую величину и стандартное отклонение оценок для каждого фактора, предварительно необходимо преобразовать шкалу оценок таким образом, чтобы избавиться от отрицательных величин. Всем промежуточным оценкам присваивается соответственно от 2 до 6 баллов. Вышеуказанные расчеты произвести для каждого имитируемого состояния говорящего, а именно: На основании табличных величин итогового протокола проанализировать результаты, сравнивая показатели имитируемых состояний на основе средних и сигмаль-ных оценок.

Примерный список антонимов для 4 факторов Речедвигателъное возбуждение Общая оценка качества голоса 1. Визгливый - спокойный 2. Спокойный - возбужденный 4. Тупой - острый 5.

Семантический дифференциал (обзор литературы)

Метод семантического дифференциала является комбинацией метода контролируемых направленных ассоциаций и процедур шкалирования. Процедура состоит по сути в том, что объекты понятия, изображения и пр. Биполярные шкалы точнее фиксируют смысл понятия, а униполярные в большей степени позволяют выделить субъективные варианты смысловых оттенков. Вместе с тем, в некоторых случаях сложно подобрать адекватное обозначение противоположного полюса.

Оценки понятий коррелирует друг с другом, и с помощью факторного анализа удается выделить группы наиболее связанных друг с другом шкал, объединив их в факторы.

Начиная с Ч. Осгуда, в исследованиях семантических пространств методом семантического дифференциала традиционно применяются два различных .

Теоретическое введение Метод семантического дифференциала является одним из популярных и наиболее разработанных методов построения семантических пространств, что в частности, связано с широким распространением компьютерной техники, необходимой для обработки данных. Этот метод был разработан группой американских психологов во главе с Чарльзом Осгудом в году в ходе исследования механизма синестезии явления, состоящего в том, что какой-либо раздражитель воспринимается как вызывающий не только специфические ощущения, но и добавочные, характерные для другого органа чувств, например звук, вызывает одновременное ощущение цвета и пр.

Метод семантического дифференциала является комбинацией метода контролируемых направленных ассоциаций и процедур шкалирования. Процедура заключается в том, что объекты понятия, изображения и пр. Биполярные шкалы точнее фиксируют смысл понятия, а униполярные в большей степени позволяют выделить субъективные варианты смысловых оттенков. Кроме того, в некоторых случаях сложно подобрать адекватное обозначение противоположного полюса. Оценки понятий коррелирует друг с другом, и с помощью факторного анализа удается выделить группы наиболее связанных друг с другом шкал, объединив их в факторы.

Математически построение семантического пространства является переходом от базиса большей размерности к базису меньшей размерности. Эти инвариантом оказывается эмоциональный тон или образное переживание, лежащее в основе коннотативного значения, - генетически ранней формы значения, в которой отражение и эмоциональное отношение, личностный смысл и чувственная ткань еще слабо дифференцированы.

При геометрическом представлении семантического пространства категории-факторы выступают координатными осями -мерного пространства где мерность определяется числом независимых факторов , а значения объектов задаются как координатные точки внутри него. Нагрузка объекта по каждому из выделенных факторов определяется как среднее арифметическое оценок объекта по шкалам, входящим в фактор. Как полагает Осгуд, метод семантического дифференциала позволяет измерить так называемое коннотативное значение - те состояния, которые следуют за восприятием символа-раздражителя и необходимо предшествуют осмысленным операциям с символами.

Методика семантического дифференциала времени

Это по сути не одна, а целая семья методик, целая технология. В работе с детьми она может использоваться как для изучения уровня сформированности и цельности представлений ребенка о мире когнитивная диагностика , так и в качестве проективной методики — для исследования личностных установок и эмоциональных отношений ребенка к определенному кругу объектов. Семь градаций обозначены, как правило, словами, так же, как и полюса шкалы.

гендерных особенностей проявления страха смерти. В исследовании использовалась методика Ч. Осгуда – метод семантического дифференциала.

Семантический дифференциал как метод диагностики восприятия учащимися педагога Проблематизация Семантический дифференциал СД — инструмент исследования семантических пространств субъекта. Этот метод разработан в середине х гг. Семантический дифференциал служит для качественного и количественного индексирования значений, смыслов с помощью двухполюсных шкал, задаваемых парами антонимичных прилагательных, между которыми расположены 7 градаций степени вхождения того или иного слова в данное качество.

Широко известный в психологии и социологии, СД мало используется в педагогических исследованиях. На наш взгляд, этот метод является весьма информативным для изучения восприятия учащимися различных объектов познания. В частности, СД позволяет изучить восприятие детьми учителей как партнеров по общению. Это важно для адекватного взаимодействия с ними. СД помогает увидеть тот образ оцениваемого объекта, который складывается в сознании реципиента. Любой воспринимаемый индивидом объект предмет, изображение предмета, название предмета вызывает у данного индивида определенные реакции.

СД структурирует восприятие объекта по трем направлениям: СД применен нами как инструмент диагностики педагогического общения со старшими подростками. Всего опрошено человек. Полученные данные отражают реальную картину педагогического общения учителей с детьми, подтвержденную и другими методами, в частности интервью, беседами, наблюдениями. Процедура диагностики Система установок индивида по отношению к значимым для него близким обнаруживается в его оценочных суждениях, которые классифицируются сознанием по схеме логических дихотомий приятный — неприятный, опасный — неопасный и др.

БМ: Страх назвать большую цену.