Просветительские теории

Религия как форма общественного сознания 1. Религия в структуре общественного сознания Религия от лат. Это форма общественного сознания наряду с обыденным, или массовым, сознанием, языком, моралью и правом, искусством, наукой, философией, идеологией , т. Если язык — это универсальная оболочка общественного сознания, то религия, точнее, мифолого-религиозное сознание человечества — это общий родник самых глубоких и жизненно важных смыслов общественного сознания. Из мифолого-религиозного сознания развилось все содержание человеческой культуры, постепенно приобретавшее семиотически различные формы общественного сознания такие, как обыденное сознание, искусство, этика, право, философия, наука. Самые существенные черты в содержании религии могут быть охарактеризованы в терминах семиотики. Термин семиотика от греч.

Концепции естественного происхождения религии.

Вопросы по истории религии Происхождение религии Вопрос о происхождении религии — вопрос не историко-теоретический, а принципиальный, вопрос о том, действительно ли право современное так называемое цивилизованное человечество, утверждающее, что религия — это заблуждение, от которого нужно избавляться. Ведь если религия возникает на определенном этапе развития общества, то, значит, человечество по своей сути безрелигиозно, и в будущем оно тоже может жить без религии.

Любая же религия, и в т.

Каждый день находится какой-то повод для страха. Мы боимся бед, которые могут обрушиться на нашу голову: болезней близких, увольнения с работы.

Религия в структуре общественного сознания. Люди и группы людей различаются множеством разнородных признаков. Одни из них заложены в человеке генетически: Другие признаки обусловлены социально — например, гражданство, образование, профессия, социальный и имущественный статус, конфессиональная принадлежность. В кругу названных измерений человека и социума особое место занимают три признака: Это форма общественного сознания наряду с обыденным, или массовым, сознанием, языком, моралью и правом, искусством, наукой, философией, идеологией , т.

Самые существенные черты в содержании религии могут быть охарактеризованы в терминах семиотики. В разнообразных, внутренне сложных и пестрых объектах, с множеством разноплановых черт, свойств, характеристик, семиотика позволяет выделить главное и существенное. Познавательная ценность семиотического подхода состоит в следующем: Теоретическое религиоведение включает философские, социологические и психологические проблемы изучения религии.

В современном религиоведении можно выделить четыре основные концепции, объясняющие сущность и происхождение религии: Исходной посылкой данной концепции при объяснении религии является признание ее сверхъестественного источника: Бога, Абсолюта, вообще — трансцендентного. Постулирование сверхъестественного источника религии сводит вопрос о существовании и сущности религии к вопросу о существовании и сущности Бога.

Психологическая концепция религии З. Фрейда Общая характеристика религиоведческого наследия Религия как коллективный невроз Фрейда Общая характеристика религиоведческого наследия З. Фрейд известен как основоположник психоанализа—концепции, в которой ключевым для понимания абсолютного большинства психических процессов является понятие бессознательного. Идея выявления и изучения содержаний бессознательного для лечения психических болезней первоначально истерии и невроза навязчивых состояний возникла и начала разрабатываться Фрейдом в конце х гг.

Таким образом, психоанализ—ровесник века и можно сказать, что вся духовная жизнь нашего столетия в той или иной мере несет на себе отпечаток этого учения, по праву называемого коперниковским переворотом в системе наук о духе.

Его используют в религии и СМИ, в экономике и политике, Джудит Шкляр в году выдвинула концепцию «либерализма страха».

Общая характеристика религиоведческого наследия 3. Фрейд известен как основоположник психоанализа — концепции, в которой ключевым для понимания абсолютного большинства психических процессов является понятие бессознательного. Идея выявления и изучения содержаний бессознательного для лечения психических болезней первоначально истерии и невроза навязчивых состояний возникла и начала разрабатываться Фрейдом в конце х гг.

Таким образом, психоанализ — ровесник века и можно сказать, что вся духовная жизнь нашего столетия в той или иной мере несет на себе отпечаток этого учения, по праву называемого коперниковским переворотом в системе наук о духе. Изначально область применения психоанализа отстояла от религиоведения достаточно далеко, речь шла о чисто медицинских задачах — диагностике и лечении определенной разновидности психических болезней.

Психоанализ был лишь техникой проникновения в бессознательное человека.

История мировых религий.

Основные концепции, объясняющие сущность и происхождение религии 1. Исходной посылкой данной концепции при объяснении религии является признание ее сверхъестественного источника: В том же духе пишет и современный американский философ Уол -тер Стэйс:

Различные теории и концепции происхождения религии - попытка историков и философов найти ответ на вопрос"почему возникла религия".

История мировых религий Предисловие Религия занимает одно из самых важных мест в человеческой жизни и в истории мировой культуры. Религиозные верования являются характерной чертой человека как вида жизни и возникают они еще тогда, когда предки современных людей впервые начали хоронить своих сородичей. В понимание религии входит изучение истории развития религии как отрасли культуры и истории развития мировых религий.

Данное учебное пособие посвящено в первую очередь истории развития мировых религий, поэтому данному аспекту будет уделено основное внимание. Но историю развития мировых религий невозможно понять без истории возникновения религии как таковой. Поэтому в первых главах уделим внимание и этой проблеме. В основе религии как отрасли культуры лежат мистические и мифологические представления, на базе которых она возникала со своими специфическими культами и верованиями.

В задачу учебного пособия входит рассмотрение религии как феномена культуры, ранних форм религиозного сознания, истории даосизма, конфуцианства, индуизма, буддизма; более подробно — христианства и его роли в мировой истории, основных христианских конфессий, особенно православия в России; истории ислама и мусульманской культуры; современных религиозных движений. Цель данного учебного пособия — показать, что религия исходит из присущих человеку как виду жизни особенностей, которые, по-разному развиваясь в разных культурах, являются общечеловеческими.

Религия возникла как общая потребность всех людей, и поэтому в различных религия имеется много сходного, на что обращено особое внимание. Эти главные вопросы определяются верой, которая в ее религиозной форме выражается в стремлении к единству с Вечным и Бесконечным.

Религия и страх

Термин апологетика образован от слова апология — защита. Христианская апологетика — это защита христианского учения от различных агрессивных и неагрессивных выступлений нашего мира. Апологетика выполняет частные задачи. Это ответы на вызовы нашего секулярного атеистического мира.

Такова социальная, или моральная, концепция бога. В жизни народа переход от религии страха к моральной религии означает важный прогресс.

Религия как форма общественного сознания 1. Религия в структуре общественного сознания Религия от лат. Это форма общественного сознания наряду с обыденным, или массовым, сознанием, языком, моралью и правом, искусством, наукой, философией, идеологией , т. Если язык — это универсальная оболочка общественного сознания, то религия, точнее, мифолого-религиозное сознание человечества — это общий родник самых глубоких и жизненно важных смыслов общественного сознания. Из мифолого-религиозного сознания развилось все содержание человеческой культуры, постепенно приобретавшее семиотически различные формы общественного сознания такие, как обыденное сознание, искусство, этика, право, философия, наука.

Самые существенные черты в содержании религии могут быть охарактеризованы в терминах семиотики.

Реферат: Психологические корни религии

Насколько состоятельна теория, объясняющая религию страхом перед природой? Рассказывает Виктор Петрович Лега. Вечность или этап эволюции? Этот вопрос еще с дохристианских, античных времен привлекает внимание как верующих, так и атеистов, как богословов, так и философов.

Атеистическая концепция религии свое наиболее последовательное, атеисты, принадлежит в возникновении религии такой эмоции, как страх.

Психология религии С одной стороны, с этим трудно не согласиться — понимание тех религиозных явлений, которые связаны с внутренним миром человека, возможно прежде всего в рамках психологического исследования. С другой стороны, такое понимание никак нельзя признать универсальным — представитель, например, бихевиористского направления в психологии занял бы прямо противоположную позицию, заявив, что так называемая внутренняя сторо на религиозности не может и не должна изучаться вообще, а настоящий предмет исследования может составить только религиозное поведение в его соотношении со средой, в которой оно формируется.

Такую точку зрения разделили бы последователи И. Мак-Даугалла или представители структуралистской школы. Тем не менее, для значительной части исследователей, работавших в этой области, именно подход, сформулированный Джемсом, оставался главенствующим на протяжении долгого времени. В поле зрения психологии религии в первую очередь попадали явления субъективного Мира человека: При этом не обязательно речь шла о внутреннем мире индивидов, имеющих религиозную установку, объектом рассмотрения могла стать и психология беэрелигиозно-го индивида, изучаемая под соответствующим углом зрения.

Но действительно ли психология религии ограничивается одной лишь внутренней религиозностью?

Развитие представлений о религии

Феноменология религии По мере своего развития каждая наука создает новые направления, рассматривающие определенные срезы действительности с ее точки зрения. В психиатрии таким образом сложились отрасли социальная психиатрия, судебная психиатрия, военная психиатрия. Вместе с тем, нельзя сказать, что этому вопросу не уделяется внимания в мировой психиатрии.

Во Всемирной психиатрической ассоциации работает секция психиатрии и религии, проводятся конференции, встречи.

Предметом анализа служат ведущие психоаналитические концепции, . « Страх и христианство», как односторонний образ мстительного Бога.

Какие же внешние силы имеются в виду? Однако сами по себе природные факторы религию не порождали. Кроме социальных корней религии, марксизм рассматривает гносеологические и психологические ее корни. Без развития языка и абстрактного мышления невозможен прогресс человечества. Психологические корни религии коренятся в эмоциональной сфере человеческой психики. Ленин писал в этой связи: Благоприятную почву для религии создают также другие отрицательные эмоции:

1.1. Истоки изучения религии

Понятие мировоззрения, основной вопрос мировоззрения. Подход к объяснению сущности и происхождения религии всегда определяется общей мировоззренческой позицией данного исследователя. Известный историк философии А. Чанышев определяет мировоззрение следующим образом. Мировоззрение - результат духовного освоения осознания мироздания с определенной точки зрения — с точки зрения взаимоотношения таких основных частей мироздания, как природа и люди.

Объект мировоззрения — мир в целом.

Подобная критика религии связана с просветительской концепцией человека могут быть различны: от чувства страха, вынуждающего к покорности.

Вокруг этого вопроса на протяжении столетий идет острая полемика. Подход к объяснению сущности религии всегда определяется общей мировоззренческой позицией теоретика. Флоренский не видит противостояния религиозного и научного: О сложности и ценности религии свидетельствует факт множества терминов, которыми она обозначается в культуре. Ответы порождают новые вопросы, которые систематизируются в теоретических концепциях религии, различающихся по основанию или главному объяснительному принципу.

Чтобы сформировать понятие религии, необходимо познакомиться с основными концепциями и определиться с исходной точкой размышления. В качестве первого приближения к сущности религии предлагается усвоить рабочее предварительное определение. Рабочее определение должно быть корректным, выражать сущность определяемого с учетом основных подходов.

Сергей ДАНИЛОВ - Что такое СТРАХ? Как использует СТРАХ Библейская концепция?