Семиосфера

Лотмана Исходя из концепции Ю. Лотмана, во многом развитие той или иной культуры определяется множеством факторов — географических, политических, типологических. С одной стороны, географическое положение той или иной культуры изначально дано и до некоторой степени определяет своеобразие ее судьбы, которая неизменна на всех этапах развития. С другой стороны, именно этот фактор не только делается важнейшим элементом самосознания, но оказывается наиболее чувствительным к динамике доминирующих процессов данной культуры Таким образом, соотношение реальной географии и географии мифологической политической, религиозной и т. Данная культурная модель строится по концентрическому принципу и в целом тяготеет к замкнутости и изоляции.

Букс Н., Конт Ф. (сост.) Семиотика страха. Сборник статей

; ; , .

Лотман Ю. М.Анализ поэтического текста: Структура стиха. Л., Лотман Ю. М. О семиотике понятий «стыд» и «страх» в механизме культуры .

Юрий Лотман - Статьи по семиотике культуры и искусства Социопсихологические исследования приводят к выводу, что совершению преступления должно предшествовать изменение личности и установки поведения человека, и есть все основания полагать, что театр и шире - всякое искусство работает в прямо противоположном направлении. Говоря в самом общем виде, психология преступления заключается в превращении другого человека в объект, то есть в отказе ему в праве быть самостоятельным и активным участником коммуникации.

При всем различии идей и обстоятельств, как для нацистского преступника уничтожение заключенных есть мероприятие, то есть деятельность, направленная на безликий объект так и для Раскольникова старуха процентщица - объект, деталь в цепи его рассуждений, а не личность, с которой возможно общение. Даже когда склонный к садизму убийца наслаждается криками и мучениями жертвы, она психологически не становится для него партнером в коммуникации. Напротив, извращение в том и состоит, чтобы превратить живого человека в объект.

Не случайно это часто оказывается со стороны преступника компенсацией за собственную обезличенность. Вопреки романтической традиции, преступники, как правило, не яркие и сильные личности, а обезличенные существа, стремящиеся в акте преступления обменять свою позицию объекта общественных отношений на роль носителя власти, обращающего другого в объект.

Философия символических форм (Барт, Кассирер, Лангер)

Технические условия развития киноискусства сложились так, что стадии звукового фильма предшествовал длительный период дозвукового,"немого" развития. Однако глубоким заблуждением было бы считать, что кино заговорило, обрело свой язык только с получением звука. Звук и язык не одно и то же. Человеческая культура разговаривает с нами, то есть передает нам информацию, различными языками. Одни из них имеют только звуковую форму. Таков, например, распространенный в Африке"язык тамтамов" - система упорядоченных ударов в барабаны, при помощи которой африканские народы передают сложную и разнообразную информацию.

Михаил Лотман Пространство страха: к семиотике страха в русской культуре* ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ Целью настоящей работы не .

Добавить книгу Полезные советы Скачивайте книги в формате , так как этот формат понимают практически все ридеры. К тому же, в нашей библиотеке все книги в формате уже имеют встроенные русские шрифты, что позволяет читать их даже на не русифицированных ридерах.

Юрий Лотман - Статьи по семиотике культуры и искусства

Пройдя этот путь зарождения семиотических идей, мы можем вновь вернуться к рассмотрению внешних составляющих, которые способствовали зарождению этих идей. Перечислим, как нам представляется, наиболее существенные из внешних параметров: Религиозный - идея соборности, будучи взглядом целого, а не частного, привлекает системные идеи, усиливает тягу к общим теориям, что происходит, к сожалению, в ущерб конкретным анализам и конкретным исследованиям.

Цивилизационный - Россия всю свою историю находится на стыке цивилизационных парадигм, имея в своем составе как европейскую, так и азиатскую составляющую. Одновременно для России всегда очень важны внешние влияния, ее культура постоянно формируется под давлением иносемиотики - татаро-монгольской, французской, немецкой.

Символика Петербурга и проблемы семиотики города.. 9"Езда в Западная культура XVII в. создала не только атмосферу страха и.

, . .

Реферат: Юрий Лотман. Семиотика кино и проблемы киноэстетики

В этом отношении у очевидно противоположных дискурса глобализации и политики идентичности результат оказывается схожим: Взятые в своем голом различии, политические остатки от процесса глобализации как политики идентичности сегодня начинают тайком ассоциироваться с разрывом, до сих пор отделяющим общество от своей невозможной окончательной интеграции.

Таким образом, в любом случае обозначилась несостоятельность прочих фундаментальных предположений марксистской и постмодернистской парадигм.

врагов России рассуждает на семиотик Михаил Лотман. поможет психолог, который рационально объяснит его страх.

— сигнификация значение, означивание ; — контекст, в котором фигурирует знак. Отношения между знаками бывают парадигматические они входят в одну и ту же систему, напр. Их изучение может вестись с трех основных позиций: Взаимодействие знаков проявляется в особом семиотическом механизме, в который входят: Основным законом семиотики является: Следовательно, всю историю культуры можно изучать как взаимодействие различных знаков и знаковых систем 1.

Семиотикой разработан специальный категориальный аппарат, наиболее полный обзор которого представлен в словаре Альгирдаса Греймаса и Жозефа Курте. Стоит заметить, что историческая семиотика весьма выигрышна при анализе культуры в целом, при сравнении различных культур или этапов их развития, но малоэффективна при конкретно-историческом анализе.

С ее помощью можно красиво рисовать ход глобальных процессов, но для частных сюжетов она не всегда применима.

Страх: Семиотика культуры и феноменология (к постановке проблемы)

С одной стороны, одна из линий ведется от идей английских ученых-семиотиков Пирса и Морриса. Они считали знак первоэлементом всякой семиотической системы. Семиозис, согласно этой традиции, состоял из следующих элементов: Вторая линия основывается на тезисах Соссюра.

В году лидер Тартуско-московской семиотической школы ушел из жизни, с симптоматичным подзаголовком"Семиотика и история", Лотман пишет, . (в данном случае страха как мощного культурного механизма), который.

Успенскому От издательстваЛотмана представляет его как основателя московско-тартуской семиотической школы, автора универсальной семиотической теории и методологии. Работы в этой области, составившие настоящий том, принесли ученому мировую известность. Публикуемые в томе монографии"Культура и взрыв" и"Внутри мыслящих миров" , статьи разных лет, по существу, заново возвращаются в научный обиход, становятся доступными широким кругам гуманитариев.

Книга окажется полезной для студентов и педагогов, историков культуры и словесников, для всех, кто изучает глубинные явления культуры. Успенскому от 19 марта г.

Ю.М. Лотман - Сборник работ (Язык. Семиотика. Культура) - 1994

И сонмы кипели безмолвной толпы. Я много узнал мне неведомых лиц, Зрел тварей волшебных, таинственных птиц, По высям творенья, как Бог, я шагал, И мир подо мною недвижный сиял. Но все грезы насквозь, как волшебника вой, Мне слышался грохот пучины морской, И в тихую область видений и снов Врывалася пена ревущих валов1. Поскольку в основе текста, видимо, лежит реальное переживание — воспоминание о четырехдневной буре в сентябре г.

О семиотике понятий"стыд" и"страх" в механизме культуры. Об оппозиции" честь" -"слава" в светских текстах киевского периода. Еще раз о понятиях.

Морриса, швейцарского лингвиста Ф. Однако в России этот подход подвергался критике за формализм и не получал идеологической поддержки и одобрения. У истоков семиотики стояли ученые П. В эти же е гг. Среди энтузиастов были Б. Якобсон, тогда еще совсем молодые ученые.

Только Бог простит Николаса Рефна. Эссе и анализ.